Полезные материалы

Общая (крупная) моторика и её роль в развитии

Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, моторики.

Сегодня мы сосредоточимся на важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.

Что такое общая или крупная моторика?

Это навыки движения, которые требуют использования мышц и движений всего тела для выполнения таких задач, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки и навыки самообслуживания (например, умение удержаться на одной ноге, чтобы надеть брюки).

Выносливость ребенка, необходимая для школьного распорядка (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак), является результатом общих моторных навыков, которые также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).

Эти навыки становятся базой для множества повседневных дел, с которыми сталкивается ребенок, и влияют на то, как будет проходить его день в школе.

Ребёнок с недостаточностью крупной моторики сталкивается с различными трудностями.

  • проблемы с овладением навыками рисования и письма;
  • письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
  • повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
  • поддержание позы, сидя на полу или за партой;
  • неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
  • низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
  • плохая артикуляция звуков;
  • трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
  • не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
  • низкая самооценка и трудности со сверстниками.


Как можно помочь своему ребёнку?

  • вспоминаем и чертим на асфальте «классики»;
  • предлагаем разные способы передвижения, например: задом наперёд как краб или боком как морской краб, как косолапый медведь, двигаясь как «тачка» на руках (взрослый придерживает ноги ребёнка на весу) и т.д.;
  • придумывайте игры на неустойчивых поверхностях (предложите например, перелезть через большие подушки, в поиске клада или даже позвольте ребёнку попрыгать на кровати J);
  • не забывайте про всевозможные игры с мячом (с большими, воздушными, маленькими);
  • устраивайте полосы препятствий (расставьте несколько предметов, так чтобы ребёнку нужно было их обходить, перепрыгивать, пролезать под ними, перебираться через них) это позволяет сочетать использование разнообразных моторных навыков в одной игре;
  • отлично подходят игры на детских площадках, с качающимися мостиками, сетками, канатами, различными лестницами, спусками и подъёмами;
  • полезным также будет плавание.


По всем вопросам развития Вашего ребёнка можно абсолютно бесплатно проконсультироваться со специалистами
ДЦКР "ЛОГОДЕФ".