Несмотря на обилие литературы, посвящённой воспитанию детей, родители не перестают задаваться вопросами о поведении своего ребёнка. Ведь никакая литература не может дать ответ на вопрос о конкретном ребёнке, не может учесть индивидуальные особенности его развития, состояния здоровья, окружающей среды, условий проживания и воспитания. Поэтому лучше всего обсуждать проблемы, возникшие в воспитании, с детским психологом, который выслушает родителей, учтёт все нюансы, связанные с проблемой, и предложит родителям варианты её решения.
Но в нашем менталитете слаба, к сожалению, традиция обращения за помощью к специалисту по душевным вопросам, как только возникла проблема. И родители, как правило, обращаются за помощью к психологу уже тогда, когда перепробованы все доступные и известные методы воспитания, от рекомендованных в соответствующей литературе до народных (вплоть до ремня). И, когда видят, что ничего не помогает исправить поведение ребёнка, когда ощущают, что они в тупике, решаются обратиться за помощью к детскому психологу.
А, между тем, у плохого поведения ребёнка всегда есть причины. Родителям необходимо понимать это, чтобы решить проблему. Иногда они неосознанно сами провоцируют такое поведение их ребёнка, которое их бесит. Далее мы приведём примеры поведения ребёнка и его возможные причины.
Грызёт ногти (ковыряет кутикулы до болячек). Это проявление невроза (перенапряжения нервной системы ребёнка), а вовсе не дурная привычка, как думают многие родители, пытаясь отучить от неё с помощью разных горьких средств, наказаний, специальных лаков и т. д. Это лишь усугубляет проблему. Необходимо проанализировать, что может перенапрягать нервную систему ребёнка и применять комплексные меры по снижению этого напряжения.
Малоежка. Часто родители жалуются на то, что их ребёнок очень мало ест или ест избирательно определённый вид пищи. И чуть ли не клоунами пляшут перед ребёнком, чтобы его накормить. Чего только не изобретают — и тарелку с мультиками, и шантаж, и подкуп, и даже привязывают к стулу и насильно открывают ему рот, чтобы засунуть ему ложку с едой (это не вымышленная, а самая настоящая история из рассказа клиента-родителя!). А ведь такое поведение ребёнка, как правило, продиктовано желанием манипулировать родителями с целью получения того, что хочется — сладостей, игрушек, мультиков, внимания. А, если не поведутся на манипуляции, то подкрепиться ведь всегда можно конфетками и печеньками из вазочки. Еще одной причиной может быть непереносимость и высокая чувствительность к продуктам, запахам и даже текстурам пищи, и желая избежать дискомфорт ребенок избегает определенной еды. Поэтому важно разобраться вместе со специалистами в причинах скудного питания, а не впихивать еду насильно.
Произносит матерные или вульгарные слова. Для начала стоит проанализировать, не копирует ли ребёнок поведение кого-то из близких взрослых, которые говорят эти же слова потому, что они уже взрослые, им «можно». Ребёнок в таком случае не понимает, а почему ему нельзя? Если же ребёнок произносит такие слова, которые в семье неприемлемы, то он это делает, как правило для того, чтобы привлечь внимание близких, шокировать их, выделиться и показать, как он «крут». Если в первом случае решение проблемы — положительный пример взрослого, который начинает следить за своей речью. То во втором случае — негативное восприятие произнесённых ребёнком слов не должно быть излишне эмоциональным, т. е. ребёнку необходимо дать понять, что он вовсе не «крут», и его матерные слова не производят на родителей ожидаемого впечатления.
Ворует. Как правило, воруют те дети, у которых не сформировано чёткого различия между понятиями «брать» и «воровать». Родители, рассказывая об этой проблеме, так и говорят: «Он взял без спроса деньги из моего кошелька», «Я ему тысячу раз говорил, что брать чужое нельзя!». Они как будто стесняются сказать: «Мой ребёнок ворует», и пытаются «смягчить» ситуацию, и ребёнок в таком случае тоже не чувствует особой вины, ведь он не своровал, он не вор, он просто взял. Да, чужое, но ведь очень хочется обладать этой вещью. Выход — научиться называть вещи своими именами, не взял чужое, а своровал, а это преступление, — и обо всех последствиях такого поступка ребёнок должен знать.
Обманывает. Родители очень часто жалуются на то, что ребёнок их обманывает. Каковы причины? Если обманом пытается скрыть совершенный поступок, следовательно, боится наказания, осуждения со стороны родителей. Если рассказывает небылицы, фантазирует, выдавая фантазии за правду, значит, стремится выдать желаемое за действительное. Следовательно, не уверен в себе, не принимает себя таким, какой он есть, старается приукрасить. В первом случае стоит пересмотреть свою систему наказаний, возможно, она слишком болезненна для ребёнка. Во втором случае стоит поработать с самооценкой ребенка, помочь ему принять себя через безусловную любовь и принятие его таким, какой он есть.
Агрессивный. Агрессия бывает физической и вербальной. Физическая агрессия — ребёнок дерётся, кусается, толкается, разрушает построенное в игре другими детьми… Вербальная — обзывается, кричит, ругается. Несмотря на то, что агрессия может выражаться по-разному, у неё обычно одна и та же причина — или агрессия в адрес ребёнка от более сильного, кому он не может ответить тем же. Или фрустрированная (неудовлетворённая) потребность в чем-либо. Родителям стоит проанализировать возможные причины агрессивности их ребёнка: нет ли в его окружении того, кто проявляет агрессию в его адрес, удовлетворены ли потребности ребёнка в их внимании, любви, принятии, ласке.
Можно еще много перечислять проблем в поведении ребёнка и их причины, но в этом нет смысла. Думается, родители, читающие эту статью, поняли, что ошибочно обвинять ребёнка в плохом поведении, а, тем более, наказывать его, не разобравшись в том, что лежит в основе.
Важно понять, что, если ребёнок ведёт себя плохо, значит, у него не всё хорошо, и он через своё поведение «говорит» об этом родителям.
Надо только научиться слышать и понимать своего ребёнка.
Если вам нужна помощь или есть вопросы, всегда можно обратиться за помощью в наш центр.
Все консультации специалисты проводят абсолютно бесплатно.
Но в нашем менталитете слаба, к сожалению, традиция обращения за помощью к специалисту по душевным вопросам, как только возникла проблема. И родители, как правило, обращаются за помощью к психологу уже тогда, когда перепробованы все доступные и известные методы воспитания, от рекомендованных в соответствующей литературе до народных (вплоть до ремня). И, когда видят, что ничего не помогает исправить поведение ребёнка, когда ощущают, что они в тупике, решаются обратиться за помощью к детскому психологу.
А, между тем, у плохого поведения ребёнка всегда есть причины. Родителям необходимо понимать это, чтобы решить проблему. Иногда они неосознанно сами провоцируют такое поведение их ребёнка, которое их бесит. Далее мы приведём примеры поведения ребёнка и его возможные причины.
Грызёт ногти (ковыряет кутикулы до болячек). Это проявление невроза (перенапряжения нервной системы ребёнка), а вовсе не дурная привычка, как думают многие родители, пытаясь отучить от неё с помощью разных горьких средств, наказаний, специальных лаков и т. д. Это лишь усугубляет проблему. Необходимо проанализировать, что может перенапрягать нервную систему ребёнка и применять комплексные меры по снижению этого напряжения.
Малоежка. Часто родители жалуются на то, что их ребёнок очень мало ест или ест избирательно определённый вид пищи. И чуть ли не клоунами пляшут перед ребёнком, чтобы его накормить. Чего только не изобретают — и тарелку с мультиками, и шантаж, и подкуп, и даже привязывают к стулу и насильно открывают ему рот, чтобы засунуть ему ложку с едой (это не вымышленная, а самая настоящая история из рассказа клиента-родителя!). А ведь такое поведение ребёнка, как правило, продиктовано желанием манипулировать родителями с целью получения того, что хочется — сладостей, игрушек, мультиков, внимания. А, если не поведутся на манипуляции, то подкрепиться ведь всегда можно конфетками и печеньками из вазочки. Еще одной причиной может быть непереносимость и высокая чувствительность к продуктам, запахам и даже текстурам пищи, и желая избежать дискомфорт ребенок избегает определенной еды. Поэтому важно разобраться вместе со специалистами в причинах скудного питания, а не впихивать еду насильно.
Произносит матерные или вульгарные слова. Для начала стоит проанализировать, не копирует ли ребёнок поведение кого-то из близких взрослых, которые говорят эти же слова потому, что они уже взрослые, им «можно». Ребёнок в таком случае не понимает, а почему ему нельзя? Если же ребёнок произносит такие слова, которые в семье неприемлемы, то он это делает, как правило для того, чтобы привлечь внимание близких, шокировать их, выделиться и показать, как он «крут». Если в первом случае решение проблемы — положительный пример взрослого, который начинает следить за своей речью. То во втором случае — негативное восприятие произнесённых ребёнком слов не должно быть излишне эмоциональным, т. е. ребёнку необходимо дать понять, что он вовсе не «крут», и его матерные слова не производят на родителей ожидаемого впечатления.
Ворует. Как правило, воруют те дети, у которых не сформировано чёткого различия между понятиями «брать» и «воровать». Родители, рассказывая об этой проблеме, так и говорят: «Он взял без спроса деньги из моего кошелька», «Я ему тысячу раз говорил, что брать чужое нельзя!». Они как будто стесняются сказать: «Мой ребёнок ворует», и пытаются «смягчить» ситуацию, и ребёнок в таком случае тоже не чувствует особой вины, ведь он не своровал, он не вор, он просто взял. Да, чужое, но ведь очень хочется обладать этой вещью. Выход — научиться называть вещи своими именами, не взял чужое, а своровал, а это преступление, — и обо всех последствиях такого поступка ребёнок должен знать.
Обманывает. Родители очень часто жалуются на то, что ребёнок их обманывает. Каковы причины? Если обманом пытается скрыть совершенный поступок, следовательно, боится наказания, осуждения со стороны родителей. Если рассказывает небылицы, фантазирует, выдавая фантазии за правду, значит, стремится выдать желаемое за действительное. Следовательно, не уверен в себе, не принимает себя таким, какой он есть, старается приукрасить. В первом случае стоит пересмотреть свою систему наказаний, возможно, она слишком болезненна для ребёнка. Во втором случае стоит поработать с самооценкой ребенка, помочь ему принять себя через безусловную любовь и принятие его таким, какой он есть.
Агрессивный. Агрессия бывает физической и вербальной. Физическая агрессия — ребёнок дерётся, кусается, толкается, разрушает построенное в игре другими детьми… Вербальная — обзывается, кричит, ругается. Несмотря на то, что агрессия может выражаться по-разному, у неё обычно одна и та же причина — или агрессия в адрес ребёнка от более сильного, кому он не может ответить тем же. Или фрустрированная (неудовлетворённая) потребность в чем-либо. Родителям стоит проанализировать возможные причины агрессивности их ребёнка: нет ли в его окружении того, кто проявляет агрессию в его адрес, удовлетворены ли потребности ребёнка в их внимании, любви, принятии, ласке.
Можно еще много перечислять проблем в поведении ребёнка и их причины, но в этом нет смысла. Думается, родители, читающие эту статью, поняли, что ошибочно обвинять ребёнка в плохом поведении, а, тем более, наказывать его, не разобравшись в том, что лежит в основе.
Важно понять, что, если ребёнок ведёт себя плохо, значит, у него не всё хорошо, и он через своё поведение «говорит» об этом родителям.
Надо только научиться слышать и понимать своего ребёнка.
Если вам нужна помощь или есть вопросы, всегда можно обратиться за помощью в наш центр.
Все консультации специалисты проводят абсолютно бесплатно.