Логопед Ярославль

• восстановление речи после инсульта
• подбор упражнений для самостоятельных занятий
• компьютерные программы для занятий
• логопедический массаж




   email: erlyn8@gmail.com

 

 

Информация

Компьютерные программы


Компьютерные программы для восстановления речи после инсульта.

      С каждым годом компьютеры все больше входят в нашу повседневную жизнь. Изобретаются новые устройства и приборы, наряду с которыми идет разработка программного обеспечения, без чего компьютер - просто бесполезная вещь.
Как заставить компьютер помочь больным, страдающим тяжелыми речевыми нарушениями? Этот вопрос мне пришлось поставить перед собой несколько лет назад. Занимаясь лечением афазии, часто приходилось видеть, что в домашних условиях у родственников не всегда хватало времени на речевые тренировки с больными: работа, домашние дела, сбор справок для оформления инвалидности. А сами пациенты не всегда могли правильно организовать свои самостоятельные занятия не обязательно по причине лени, а в силу дефектов таких мозговых процессов, как планирование, целеполагание, программирование. Практически у всей категории данных больных страдает произвольность, которая играет огромную роль в любой психической деятельности. А заключается она в способности начать действие.
Вышеперечисленные причины, а также наличие "багажа" опробированных на практике приемов восстановления речи после инсульта позволили приступить к разработке компьютерных приложений для занятий. Основная проблема при написании подобных программ заключается в обязательной их универсальности, то есть они должны быть полезны не только для какой-то определенной группы пациентов (например, с моторными афазиями), а применяться в большинстве случаев. Для этого программы включили в себя различный материал для растормаживания речи, стимулирования понимания вербальной информации, обогащения словарного запаса, восстановления процессов чтения, а также для формирования фразовой речи.
Когда можно начинать занятия с приложениями? На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Все очень индивидуально. Но можно выделить основные требования к занятиям. Первое - это достаточный уровень бодрствования, способность удерживать внимание, хорошая переносимость умственных нагрузок. Второе - способность усваивать инструкции, обучаемость. И, не менее важно- отсутствие отягчающих заболевание факторов: эпи - припадки, неустойчивость уровня артериального давления, тяжелая соматическая ослабленность (онкологические заболевания, сахарный диабет), тяжелые когнитивные нарушения, психо - эмоциональное истощение, психические расстройства или наличие их в анамнезе, нарушения зрения и слуха. Последние пункты можно обозначить как противопоказания для использования компьютера в восстановлении речи.
Решение о целесообразности использования компьютера для лечения афазии должен принимать специалист. Обязательно тот, кто хорошо знаком с методикой компьютерной коррекции речи, кто точно определит приемы, наиболее адекватные для каждого конкретного случая афазии. Занятия должны основываться на тех же принципах, которыми руководствуются при работе с больными в обычных условиях, без применения компьютера.
В начале работы используйте только те приемы, которые подобрал для вас специалист, они должны быть одновременно “по силам” пациенту, и в то же время нужно избегать проработки вхолостую. Например, когда у пациентов хорошо начинает получаться порядковый счет (от 1 до 10), они, уверенные в безошибочном исполнении, проговаривают цифровой ряд с быстрой скоростью, не слишком заботясь об отработке плавности, переключаемости, хорошей проговариваемости слов, не говоря уже о опоре на ритм, лежащий в основе всего. Для начала достаточно будет нескольких приемов по растормаживанию (порядковый счет, проговаривание дней недели, месяцев года, договаривание пословиц, поговорок - это пример для “моторных” больных), далее можно постепенно подключать называние предметов, выбор предмета по названию или по напечатанному слову (момент неозвученного чтения), затем можно осторожно пробовать более сложные приемы (фразовая речь). Но это уже лучше после консультации со специалистом.
Количество занятий в день с компьютером строго не регламентирую, но рекомендую заниматься несколько раз в день, но с незначительной длительностью одного “подхода”: обычно это 10 - 15 минут. Руководствоваться необходимо состоянием больного и уровнем его работоспособности.


                Занятие.

 

В начале занятий компьютер используется для растормаживания речи – работа над автоматизированной речью (Рис.3). Затем по мере восстановления применяются более сложные приложения (восстановление структуры слова (Рис. 1, Рис.7), работа над фразой (Рис. 6)). Обогащению словарного запаса и борьбе с отчуждением смысла слов способствует разнообразный наглядный материал (Рис.2, Рис.5, Рис. 7).



 
Рис. 1. Печатаем, читаем, анализируем  слова (как отдельное приложение).

 

  Рис. 2. Называем, читаем, слушаем (входит в состав Lexica, возможно как отдельное приложение).



 

 Рис. 3. Растормаживаем речь: счет, дискретное произнесение (входит в состав приложений, возможно как отдельное приложение)


 Рис. 5. Находим заданное изображение (по звучанию) (отдельное приложение).


Рис. 7. Это пример нового приложения.  Главное окно - ниже.

 Рис. 6. Учимся говорить фразами (отдельное приложение, не входит в состав других программ).


 

Рис. 4. Находим звучащую букву (отдельное приложение).

 

  


Что такое Афазия?

Афазия - это ...

системное нарушение речевой функции, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга в период речевой зрелости

далее ...

Виды афазий

в настоящее время выделяют шесть форм афазий

далее ...

Причины

Афазия - это синдром, как часть более глобального заболевания - последствия поражения мозга различного характера: сосудистого, травматического, опухолевого, нейроинфекционного

далее ...
Борисов Алексей, логопед - афазиолог
г. Ярославль 
email: erlyn8@gmail.com                                              Реабилитация речи после инсульта, консультации, логопедические упражнения при афазии.
 

Просмотров: 3