Афазия после инсульта

email: erlyn8@gmail.com

 

 

Информация

Восстановительное обучение



      Восстановление речи после инсульта (восстановительное обучение) - это организованный педагогический процесс, включающий специальные методы и приемы, направленные на коррекцию нарушений речи и других высших психический функций. Занятия по восстановительному обучению в условиях сосудистых центров проводит учитель - логопед, который обследует каждого больного с целью выявления речевой патологии.
К логопедическим занятиям с больными после инсульта в стационаре приступают при нормализации общего состояния пациента и при достаточном уровне его активности. Длительность каждого занятия на ранних стадиях заболевания не превышает в среднем 10-15 минут и может изменяться как в большую так и в меньшую сторону. Подбор приемов работы проводит логопед после выявления ведущего речевого дефекта. В начале используются наиболее простые методы: растормаживание, стимулирование понимания обращенной речи, привлечение внимания к собственной речи, работа с невербальным материалом (карточки, лото), затормаживание непродуктивной речи. Далее, наряду с увеличением продолжительности самого логопедического занятия, изменяется и стимульный материал (пособия): в большем объеме могут применяться изображения предметов, действий; использоваться опорные схемы предложений, а также компьютерные программы для восстановления речи, с помощью которых некоторые больные могут заниматься самостоятельно. Динамическое наблюдение за состоянием речи пациента ведется каждый день, при необходимости проводится корректировка используемых приемов.
К моменту завершения острого периода инсульта, как правило, в речевом статусе занимающегося отмечается положительная динамика. Это может быть: появление автоматизированных речевых рядов, улучшение восприятия речи, наличие способности к активному произнесению отдельных слов, снижение объема непродуктивной речи, увеличение общей работоспособности и устойчивости внимания и нейродинамических процессов. Перед выпиской из стационара идет подготовка родственников и больного к занятиям по восстановлению речи после инсульта на дому: печатаются и выдаются пособия, проводится инструктаж и обучение родственников основным приемам работы.
Восстановление речи после инсульта - это всегда длительный процесс, при правильной организации которого можно существенно повысить качество жизни пациента, улучшить не только его коммуникативные возможности, но и вселить уверенность в возможности выздоровления.


Принципы восстановительного обучения (по Цветковой Л.С.):

     Психофизиологические.

принцип квалификации дефекта с позиций нейропсихологического анализа нарушенной функции и выявление его механизма (первичного дефекта);
принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении (замена пораженного звена функциональной системы сохранным);
принцип опоры на разные уровни организации психических функций (наличие разных уровней организации функциональной системы и использование сохранных уровней нарушенных функций для их восстановления);
принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей;
принцип контроля (обратная информация, обеспечивающая слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок).

     Психологические принципы.

принцип учета личности больного (восстановительное обучение исходит из задач лечения человека, восстановления у него нарушенной функций и, следовательно, опирается на мотивационную сферу деятельности);
принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного (опора на прошлый опыт);
принцип опоры на предметную деятельность;
принцип программированного обучения (разработка программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к реализации нарушенного умения).

     Психолого - педагогические принципы.

принцип "от простого к сложному” (главное - определить, что именно является сложным или простым при данном нарушении функции);
принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного);
принцип учета сложности вербального материала (учет объективной и субъективной частотности лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста);
принцип учета эмоциональной сложности материала (стимульный материал должен создавать положительный эмоциональный фон для занятий, положительный настрой).
Речевая реабилитация является одним из основных компонентов реабилитационных мероприятий и восстановления активного социального статуса человека.
В отечественной науке накоплен большой опыт изучения механизмов нарушений психических функций, в том числе и речи. Созданы разнообразные методы их восстановления, позволяющие успешно осуществлять реабилитацию больных с афазией.
Для проведения полноценного восстановительного обучения необходима идентификация вида афазии согласно ведущему нейропсихологическому механизму нарушения речи. Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается на основе результатов логопедического обследования, по данным которого квалифицируются афатические расстройства и разрабатывается соответствующая программа.

Виды восстановительного обучения:

Индивидуальная работа:
- направлена на преодоление первичного дефекта речи;
- восстановление способности к пониманию и самостоятельному построению речевого высказывания;
- восстановление активных форм вербального поведения;
- преодоление вторичных (системных) нарушений речи.
Групповая работа:
- направлена на восстановление психологического контакта с окружающим миром;
- восстановление вербальной и невербальной коммуникации больных;
- преодоление изменений личности и эмоциональных нарушений;
- создание мотивов речевого общения;
- расторможение речевых и неречевых форм коммуникации.

Задачи восстановительного обучения:

1. Восстановление речи как психической функции, а не приспособление больного к дефекту.
2. Восстановление деятельности речевого общения, а не изолированных частных сенсомоторных операций речи.
3. Восстановление, прежде всего, коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон (повторения, называния и т. д.).
4. Возвращение больного в нормальную социальную среду, а не в упрощенную.

Упражнения для восстановления речи при афазии можно посмотреть здесь
   


 

 


Что такое Афазия?

Афазия - это ...

системное нарушение речевой функции, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга в период речевой зрелости

далее ...

Виды афазий

в настоящее время выделяют шесть форм афазий

далее ...

Причины

Афазия - это синдром, как часть более глобального заболевания - последствия поражения мозга различного характера: сосудистого, травматического, опухолевого, нейроинфекционного

далее ...

Просмотров: 24