Логопед - афазиолог

• восстановление речи после инсульта
• подбор упражнений для самостоятельных занятий

• компьютерные программы для занятий
• консультации  Skype



   тел.     8-903-824-55-88

     skype:  logoped-yar

    email: erlyn8@gmail.com

 

 

Информация

Восстановление речи у взрослого. История и развитие.

*Данная статья  не является практическим пособием, а лишь знакомит читателя с историей развития афазиологии. Используйте только те упражнения, которые порекомендовал Вам Ваш логопед.

В настоящее время значительно возросло число лиц с различными речевыми расстройствами, а особенно с афазией, для коррекции которых широко применяются разнообразные виды коррекционного, логопедического и педагогического воздействия. Внимание ученых и практикующих специалистов направлено на поиск новых путей восстановления речи у больных с афазией различными способами, которые будут эффективно сочетаться с уже имеющимися.
Методики по восстановлению речи у больных с афазией первоначально были взяты из опыта обучения глухонемых. Обучение проводилось по оптико – тактильному методу.
Еще в 60-е и 70-е годы XIX в. Поль Брока и другие клиницисты применяли некоторые речевые упражнения в работе с больными с афазией.
Куссмауль первым ввел на основе так называемой лечебно - педагогической психотерапии систематическое восстановление речи у больных с афазией. Он рекомендовал систему приемов постановки звуков и введения их в слоговые упражнения и слова по методике обучения произношению глухонемых, с опорой на тактильное и зрительное восприятие.
По мере восстановления произношения звуков больной должен повторять и использовать в речи самые употребительные слова. Куссмаулю удавалось достичь улучшения состояния речевой функции у больных. Большую роль в восстановлении речи он отводил систематическим упражнениям в разговоре с окружающими, в чтении и письме. Куссмауль называл эту методику «чтением с губ» или оптико-тактильным методом.
Миллс опубликовал случай восстановления речи у больного с моторной афазией по «материнскому методу», или «физиологическому алфавиту». Этот метод заключался в группировке звуков по месту образования и вызову их у больного путем повторения вслед за педагогом. Звуки вводились в различные слоговые упражнения, закреплялись в словах и фразах. Каждому звуку, а одновременно и букве соответствовал набор предметов или предметных картинок, названия которых начинались с соответствующего звука. Главная заслуга Миллса в том, что он наметил методику сопряженного и отраженного повторения в целях постепенного усиления речевой активности больного.
В дальнейшем методика Миллса получила название фонетической, акустической, или слуховой. Таким образом, почти одновременно для восстановления речи при афазии стали применять две методики: оптико-тактильную и фонетическую.
Гутцман первым обобщил накопившийся опыт восстановительной работы при афазии. Позднее он подробно останавливается на методике начального этапа восстановительного обучения при моторной афазии, считая, что эту работу надо начинать не сразу после инсульта, а спустя несколько месяцев, когда наступит максимальное спонтанное улучшение речевой функции. С абсолютно безречевыми больными Гутцман рекомендовал работать по методике постановки звуков глухонемым.
При тотальной афазии он предварительно проводил упражнения на повторение неречевых движений губ и языка, опираясь на тактильный и оптический контроль. Автор считал, что постановку звуков надо начинать с гласных и губных согласных, артикуляция которых наиболее видна; после проработки звуков в слогах он переходил к повторению слов, включающих прорабатываемый звук, а затем и к называнию предметов и предметных картинок. Гутцман советовал систематически тренировать больного в спонтанном высказывании.
Фрешельс также является сторонником оптико - тактильного метода, перенятого им из методик обучения глухонемых. Он использовал заучивание различных грамматических правил, а также упражнения, заимствованные из методик работ с заикающимися, например многократные повторения удачно произносимых слов. При сенсорной афазии Фрешельс применял акустический, или фонетический, метод. За спиной больного произносились отдельные звуки, слоги, слова, которые он должен был затем повторить. Если этот способ оказывался безуспешным, то обращались к оптико-тактильному методу.
В годы Первой мировой войны появились попытки дифференцировать формы моторной афазии, и в связи с этим наметился новый подход к восстановлению речи при различных вариантах моторной афазии. Так, Рейхман и Рейхау считали, что при апрактической моторной афазии следует использовать только оптико - тактильный метод, при других формах моторной афазии - акустический метод в сочетании с оптико - тактильным. Авторы отмечали, что восстановление речи у больных с моторной афазией облегчается при использовании автоматизированных речевых рядов.
В 1922 г. Элиасберг впервые рекомендует работать с больными, страдающими моторной афазией, не по оптико - тактильному методу, а с помощью «погружения слова в различные ряды понятий», т. е. путем использования смысловых словесных связей. Он рекомендует добиваться произнесения слова на основе процесса обобщения. Автор утверждает, что эта методика не отличается от приемов работы с больными амнестической афазией, так как, по его мнению, амнестическая афазия является остаточным проявлением моторной.
Длительное время за рубежом продолжали пользоваться оптико - тактильным методом. Гольдштейн считал, что в начале тренировки не возможно использовать слух больных, поэтому мы должны упражнять их движения с помощью осязания и зрения. Гольдштейном был выделен подготовительный этап, который заключается в тренировке мускулов в неречевой деятельности и подражании движениям губ, языка, неба педагога, в использовании схем производства звуков. Однако при этом автор справедливо считает, что вначале гораздо важнее использовать речь для общения, добиться какой-то степени понимания больным чужой речи, нежели восстановить четкое произношение.
В годы Великой Отечественной войны под руководством Б.Г. Ананьева в Тбилиси и в Ленинграде группой отечественных психологов и педагогов были разработаны оригинальные методики восстановления речи при различных формах афазии. Б.Г. Ананьев и С.Н. Астахов предлагают конструктивно - аналитическую методику для устранения у больных с моторной афазией литеральной аграфии, причину которой они видят в оптических и пространственных нарушениях. Эта методика применялась ими как вспомогательная при работе по оптико - тактильному методу.
Восстановление письма при использовании этой методики опережало восстановление устной речи. Как показывают авторы, сначала путем конструирования из элементов восстанавливался графический образ буквы, затем способность больного записывать со слуха отдельные звуки и слова; лишь после этого приступали к приемам отработки четкости произношения. После этих двух этапов Б.Г. Ананьев и С.Н. Астахов переходят к исправлению аграмматизма типа «телеграфного стиля».
По конструктивно - аналитической методике работали А.Я. Колодная и В.К. Орфинская. А.Я. Колодная применяла конструктивно - аналитический метод у больных с сенсорной афазией. При моторной афазии она работала по оптико-тактильному методу с опорой на «кинестетические схемы», причем с первых же занятий звуки вводились не в слоговые упражнения, а в слова. Работа начиналась с постановки гласных звуков ([а], [у], [и]). Из этих гласных звуков сразу же восстанавливалось слово, которое вначале звучало, например, так: [у — а] (рука), [и — а] (мина). Такой контур слова наполнялся постепенно усваиваемыми согласными звуками. Автор данной методики считает, что восстановление слогового состава слова оказывалось наиболее трудным. Эта методика является шагом вперед по сравнению с обычным оптико - тактильным методом в том смысле, что уже на этапе постановки звука последний вводился не в слог, а в слово.
В.К. Орфинская при восстановлении речи у больных с моторной афазией использовала оптико - конструктивный метод, а также «фонологическую методику», в основе которой лежало утрированное произнесение звуков, подкрепляемое соответствующими артикуляционными схемами. Для восстановления словаря больных с моторной афазией проводилась работа над словообразованием с помощью суффиксов, префиксов. Позже начиналась работа с глаголами и по формированию предложения.
Н.П. Серебренникова связывает аграмматизм типа «телеграфного стиля» с поражением нормальных форм двигательной активности у больных с моторной афазией, предложив определенную схему занятий по исправлению этого вида аграмматизма, оторвать смысл глагола от лица и других грамматических категорий, чтобы он приобрел константное, логическое значение. Методика основана на приеме повторения слова и подсказа первого слога глагола с постепенным переходом к самостоятельному называнию своих и чужих действий и работе по сюжетной картинке.
В 40-е годы наблюдаются дальнейшие попытки выхода за пределы оптико - тактильного метода, так, Т.М. Мохова является сторонницей фонетического метода, критикуя оптико - тактильный метод. «Слуховая» методика Моховой основана на глобальном повторении отдельных простых слов с «поверхностным» показом артикуляции. Для вызова звуков на первом этапе работы наряду с повторением отдельных слов применялся порядковый счет.
Имеются также работы, которые предлагают восстанавливать речь больных с помощью закрепления словесных образов путем осязательного обобщения. И.Б. Эйдинова и Д.С. Футер считают, что при тотальной афазии для стимуляции называния следует использовать ощупывание предмета, так как больной с афазией, по их мнению, «идет от вещи к ее имени». Вслед за ощупыванием он переходит к устному или письменному сообщению воспринятого, в заключение следует зарисовывание предмета. Таким образом, у больного в результате работы по этой методике восстанавливалось в первую очередь называние признаков предметов.
Люшингер и Арнольд, рекомендуя оптико - тактильный метод, большое внимание уделяют устранению первичного торможения в психической и моторной областях. Это достигается систематическим использованием мимики и пантомимики. Для восстановления письма ими применяется цветной алфавит. Упражнения в письме начинаются с заштриховывания фигур, списывания, тренировки левой руки.
Ботез считает, что артикуляционные навыки должны развиваться и автоматизироваться сначала только в бессмысленных слоговых упражнениях. Тем не менее, в 50-е годы находились сторонники механистического варианта оптико-тактильного метода.
В послевоенное время в Советском Союзе и США вышли первые практические пособия по восстановительному обучению при афазии. Обращает на себя внимание в этих пособиях принципиальная разница в подходе к задачам восстановления речи. Тейлор и Маркс ставят своей задачей лишь восстановление называния семидесяти пяти – ста предметов обихода и для этого создают подобие картинно - предметного словаря, то отечественные авторы «Пособия по восстановлению речи у больных с афазией» (Э.С. Бейн и др., 1962) к этому вопросу подходят с позиций первоочередного восстановления элементарной фразы, высказывания.
В монографии советского психолога В.М. Когана приводится методика работы с больными афазией в резидуальной стадии восстановления. Методика состоит из рядов приемов, при этом одним из основных является прием формирования словесно - предметных связей.
Первоначальный период включает рисование «по памяти» различных объектов, предметов сходных и близких, рисование «по представлению» и другие неречевые виды деятельности. В этих же целях используются классификации предметов, кубик Кооса и различные психологические тесты. Затем автор переходит к установлению зрительно - слуховых связей, связи «предмет — слово». Позже те же предметы узнавались больным по их существенным признакам.
Автор считает, что, после того как безречевые больные начинают находить предметы по их признакам, с помощью наводящего вопроса стимулируется называние того или иного предмета. Восстановление речи при моторной афазии, согласно методике В. М. Когана, начиналось с артикуляционной гимнастики, постановки звуков через имитацию «задувания свечи», «мычания». Затем ставят звуки [м], [п], которые вводят в специально подобранные слова. Когда у больного возникает возможность называния предмета, задачей восстановления является самостоятельное нахождение слова по косвенным вопросам. Завершающей является работа по составлению глагольного предложения. С этой целью автор предлагает задавать больному вопросы, требующие обозначения действия (что делают ногами? что делают карандашом?).
Американский психолог Вепман обращает внимание на то, что восстановительное обучение надо начинать не позднее 6 месяцев после заболевания и даже сразу после инсульта. Основными приемами восстановительного обучения должны быть повторение, называние и закрепление слов путем показа больному различных картинок, записи слова на доске, списывания его, лепки предмета из пластилина, срисовывания его.
Одной из первых задач восстановления речи Вепман считает развитие понимания. С этой целью больному предлагается выполнять различные действия с предметами. Если он плохо понимает задание, ему многократно повторяют название предмета. На этом этапе следует постоянно поддерживать с больным разговор. Стимулирование называния предметов, окружающих больного, является основой методики.
Автор считает, что не нужно спешить с введением в речь больного полной фразы. После возникновения возможности называния следует перейти к восстановлению местоимений, глаголов и т. д. Вепман, как и Гутцман, обращает внимание на то, что вспомогательные и модальные глаголы, местоимения, предлоги и союзы восстанавливаются в последнюю очередь. В тех случаях, когда прямое повторение - подражание не приводит к желаемым результатам, рекомендует пользоваться оптико-тактильным методом.
Американский психолог Schuell также считает, что восстановительное обучение надо начинать как можно раньше и что в основе процесса восстановления лежит не обучение словам, а стимулирование нарушенных речевых процессов. Автор полагает, что больной должен прежде всего слушать речь, схватывать ее содержание. Это не только улучшает понимание, но и развивает речь, чтение и письмо. Автор называет эти занятия «упражнениями на прислушивание».
В 30 – 40 – х годах XX столетия создается новая область научного знания, возникшая на стыке неврологии и психологии, физиологии и анатомии мозга – нейропсихология. Её родоначальником стал крупнейший отечественный психолог и врач А. Р. Лурия. Нейропсихология возникла из задач практики в период Великой Отечественной войны, когда появились сотни тысяч бойцов с черепно – мозговыми ранениями и нарушениями высших психических функций. Появилась острая необходимость в разработке методов преодоления этих расстройств у раненых и возвращении их к нормальной жизни. Группа психологов (В.Г. Ананьев, Э.С. Бейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н.Н. Трауготт, А.В. Ярмоленко) работала в госпиталях, занимаясь изучением очаговых поражений головного мозга и восстановлением ВПФ. В эти годы А.Р. Лурия были разработаны теоретические основы диагностики больных с последствиями черепно - мозговой травмы (ЧМТ), составившие теоретическую базу последующих научных исследований и практики в этой области.
К числу тяжелых нарушений ВПФ в результате очаговых поражений головного мозга были отнесены речевые расстройства в виде афазий. А. Р. Лурия рассматривал афазию как «системное нарушение речи, возникающее вследствие выпадения какого - либо одного ее звена, приводящего к формированию определенного синдрома, характерного для той или иной формы афазии» [16. С. 23].
Также А. Р. Лурия разработал классификацию афазий, в основе которой лежит патогенез речевого нарушения на основе выделения фактора. Эта классификация используется в настоящее время.
На основе этой классификации были разработаны методы преодоления речевых нарушений для каждой формы афазии, также А. Р. Лурия проведены исследования в области нарушений письма и чтения при различных очагах поражения головного мозга, и предложены пути преодоления этих расстройств.
Основные идеи А. Р. Лурия послужили базой для развития учения об афазии и для разработки новых путей преодоления речевых нарушений при органической патологии головного мозга. Восстановление пораженных функций происходит благодаря способности головного мозга к компенсации нарушенных функций, и в частности, «подключению» прямого и обходного вида направленного воздействия на их восстановление. Прямой путь связан с применением растормаживающих, стимулирующих и реконструирующих методов работы. Обходной путь работы направлен на компенсацию дефекта путем перестройки нарушенной функции с использованием межфункциональных ассоциативных связей, этот способ нужен для привлечения запасных резервов ( афферентаций ).
Впервые была доказана возможность восстановления высших психических функций благодаря перестройке функциональных систем и замены нарушенных звеньев сохранными, опоры на смысловое содержание речевой деятельности.
В 70-х годах под руководством А. Р. Лурия начала разрабатываться детская нейропсихология, стала изучаться специфика нарушений ВПФ, присущая детскому возрасту, намечаться пути их коррекции.
Таким образом в рамках нейропсихологии наряду с диагностическим всегда разрабатывались теория и практика нейрореабилитационного направления.
Нейрореабилитация - один из важнейших разделов медицины и медицинской психологии (включая и нейропсихологию), который охватывает круг вопросов, связанных с лечением больных, восстановлением или компенсацией ВПФ утраченных или нарушенных в результате очаговых пора¬жений головного мозга.
Теоретической базой современной концепции нейрореабилитации являются фундаментальные исследования А. Р. Лурия, изложенные в его основных работах, а именно: учение о системной динамической локализации ВПФ, их системном многоуровневом строении и иерархической организации; новая классификация афазий, нарушений памяти, мышления и других психических процессов; принципы восстановительной работы и закономерности компенсации нарушенных функций, нейролингвистический анализ речевых функций.
Продолжателем традиций А. Р. Лурия является школа Л. С. Цветковой. Кафедра нейро – и патопсихологии МГУ им. Ломоносова занимается изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом, разрабатывает научные основы восстановления психических функций, в том числе и речи, ведет поиск методов их научного обоснования, а также исследует нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных с афазией.
Авторами разработан подход к афазии с новых методологических позиций, учитывающих взаимосвязь социально – биологического и психологического уровней в структуре афазии. Дано понятие об афазии как интегральном, целостном патологическом новообразовании, рассмотрены проблемы языка и речи при афазии.
Л. С. Цветковой разработаны принципы восстановительного обучения больных с афазией: психофизиологические, психологические, психолого – педагогические.
В настоящее время огромную практическую ценность представляют методики восстановления речи отечественных авторов: Т. Г. Визель, М. К. Шохор – Троцкой (Бурлаковой), В. М. Шкловского. В трудах этих ученых отражен целый спектр новых методов восстановительного обучения больных с афазией. Это невербальные методы восстановления высших психических функций, аудиовизуальные методы восстановления речи при афазии, восстановление речи путем использования медикаментозных средств, преодоление неспецифических расстройств высших психических функций (преодоление изменений нейродинамики), применение средств невербальной коммуникации (В. М. Шкловский).
На базе Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН) г. Москвы под руководством В. М. Шкловского осуществляется комплексная медицинская, психологическая и педагогическая реабилитация больных с нарушениями речи и других ВПФ. Одно из ведущих мест в программе реабилитации занимает восстановительное обучение, которое представлено индивидуальными и групповыми логопедическими занятиями. Восстановление направлено на преодоление как речевых, так и неречевых функций (гнозиса, праксиса). Разработаны методы восстановления нарушений протекания процессов нейродинамики.
Наряду с логопедическими занятиями в ЦПРиН проводятся занятия по восстановлению речи с помощью компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения, где также учитывается тяжесть речевого и соматического дефекта. Цели на этих занятиях те же, что и на обычных логопедический занятиях.
Также на практике подтвердилась эффективность эрготерапии, т. е. восстановления речевых функций при помощи правильной организации деятельности больного в быту. В основе данной работы лежат взгляды Н. А. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, что речь формируется на фоне действия с предметом, и действие приводит к оживлению вербальных связей. Форма проводимых занятий – групповая и индивидуальная. Цели занятий: расширение рамок коммуникаций, формирование словаря, преодоление нарушений гнозиса и праксиса, восстановление бытовых навыков, коррекция процессов нейродинамики.
Анализ имеющихся публикаций показал, что к настоящему времени определена методология восстановительного обучения при афазии, разработаны многочисленные методы работы с больными. В Московском центре патологии речи и нейрореабилитации апробированы методы групповой музыкотерапии в восстановительном обучении больных с афазией на поздней стадии заболевания.

 


Что такое Афазия?

Афазия - это ...

системное нарушение речевой функции, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга в период речевой зрелости

далее ...

Виды афазий

в настоящее время выделяют шесть форм афазий

далее ...

Причины

Афазия - это синдром, как часть более глобального заболевания - последствия поражения мозга различного характера: сосудистого, травматического, опухолевого, нейроинфекционного

далее ...
Борисов Алексей, логопед - афазиолог
г. Ярославль 
email: erlyn8@gmail.com                                              Реабилитация речи после инсульта, консультации, логопедические упражнения при афазии.
 

Просмотров: 16