Логопед - афазиолог

• восстановление речи после инсульта
• подбор упражнений для самостоятельных занятий

• компьютерные программы для занятий
• консультации  Skype



   тел.     8-903-824-55-88

     skype:  logoped-yar

    email: erlyn8@gmail.com

 

 

Информация

Часто допускаемые ошибки

Уважаемые родственники пациентов! Создать этот раздел сайта меня заставила практика восстановительного обучения больных с афазией. Видя много больных как в условиях стационара, так и дома, невозможно оставаться равнодушным к тем "ляпам", которые допускают родственники, изо всех сил пытающиеся "помочь" . Конечно, лучше плохая помощь, чем её полное отсутствие. Пусть эта страница поможет Вам избежать типичных ошибок, уж лучше учиться на чужих . Это будут маленькие зарисовки.  Ну, и, как говорится "Все персонажи вымышлены, любое сходство с реальными людьми случайно!" 

Что - то ничего не говорит.... 
У меня и многих моих знакомых логопедов была такая ситуация: после проведенного одного - двух занятий, родственники спрашивают (звонят): " Вы вот позанимались, а он (она) ничего не говорит....  Когда эффект - то будет?"   Вся беда в том, что родственники не слушали логопеда, который указывал на то, что нужно длительное время для того, чтобы получить какой - нибудь заметный результат. Собственная (произвольная) речь пациента восстанавливается на поздних стадиях обучения. Сначала растормаживание, договаривание, повторение, а уж потом только полноценные слова и выражения, исходящие от самого больного. Логопед, занимаясь, может говорить о положительной динамике, но родственники, ориентирующиеся на еще не появившуюся самостоятельную речь больного, зачастую не верят в это. Занятия прекращаются. И больной обречен до конца своих дней оставаться наедине со своим мучительным дефектом.   Вывод здесь такой: не торопите события, восстановление речи - процесс поэтапный и длительный. 

Я тут решил сам заниматься, почитал интернет, все понял... 
Занимаемся с пациентом. Родственники во время занятий дают рекомендации логопеду о том, какие приемы нужно использовать на занятиях, какие не нужно. Указывают: "Мы его столько лет знаем... Это точно должно получиться, а вот то, что Вы делаете, не совсем подходит."  Ну, и конечно дальше занимаются самостоятельно.  

Берем букварь - учим буквы!
Часто при тяжелых нарушениях речи (афазиях) больные не в состоянии произнести ни единого звука, не говоря уже о словах, простых фразах. Находчивые родственники несут из дома отнятые ими у детей, внуков буквари, азбуки и приступают к "восстановительному обучению". С испариной на лбу, тыча пальцем в книгу,  они заставляют пациентов произносить звуки. Удивляются, что программа первого класса общеобразовательной школы дается больному с трудом...  Но не отступают: сначала научится говорить звуки, а там и до слов и фраз рукой подать.  Запомните: НИКАКИХ БУКВАРЕЙ!  В таких случаях лечим сначала родственников, а потом больных. 

И не за чем так орать! (из м/ф "Приключения Винни Пуха").
Среди огромного числа больных встречаются такие, которые не понимают обращенную к ним речь. Окружающие при общении с такими пациентами начинают говорить громко, практически кричат. Но больные их все - равно не понимают.  Здесь причина не в снижении слуха, а в нарушении процессов анализа слуховой информации. Вывод один: не кричать, говорите тише, тогда вас услышат. 

Мы живем в самой прекрасной стране на свете, а все остальные страны нам завидуют. Именно мы придумали Великий и могучий Русский язык...
В клинике органических поражений мозга бывают случаи, когда больные из всего многообразия русских слов используют исключительно нецензурные выражения, тем самым сильно огорчая  своих родственников. Жены, внуки, сыновья со слезами на глазах рассказывают, что их любимый папа, заслуженный педагог (профессор, артист России)  ни разу в жизни не ругавшийся, вдруг выдает ТАКОЕ, что приходится из палаты выносить всех святых.  Уверяю  Вас: эти явления - признак начинающегося растормаживания собственной речи пациента, который указывает на более - менее благоприятный прогноз  для речевой реабилитации. В общем, если больной матерится после инсульта - это хорошо. 

Нет повода, поверь, для хмурого лица.
Невзгоды - да! - идут, не будет им конца.
Но не от нас - увы! - все сущее зависит ...
Принять свою судьбу - решенье мудреца.       Омар Хайам.

      Не случайно я вспомнил старика Хайама. По - моему, хорошая иллюстрация для следующей зарисовки. Встречаются такие сложные случаи, что обойти их стороной не хватает смелости, а говорить о них не очень приятно.  Сложность заключается не в тяжести речевого дефекта, не в трудностях диагностики  а в том, что сразу понятно то, что помочь больному не представляется возможным даже при самом большом желании. Это, как правило, пациенты преклонного возраста, с парализованными рукой, ногой, без признаков наличия автоматизированной речи, с нарушением понимания обращенной речи, без мотивации, с выраженным когнитивным дефицитом. Логопед хочет  помочь больному, тем более родственники его об этом умоляют. Занятия не приносят результата. А пациент измотан. У родственников разочарование. 
  В общем, если Вам советуют оставить Вашего родственника в покое, то иногда в этом есть рациональное зерно. Подумайте об этом. 

       Недавно бродил по интернету и наткнулся на сайт, посвященный лечению и профилактике инсульта. Сайт, сразу скажу, очень мне понравился: яркие краски, фотографии доброжелательных  докторов (бывает же такое!), Flash - анимация... В общем, моему сайту еще далеко до такого. Зашел в раздел, где описано восстановление речи,и  был сильно разочарован, так как рекомендации по коррекци речи сводились лишь к перечислению упражнений артикуляционной гимнастики. Описывалось то, как больной должен двигать языком, губами, -  делать "чашечки" , "качели".  А ведь это будут скачивать родственники и заставлять пациентов это делать! Ужас! Начинаем всегда с растормаживания сохранной речи  и стимулирования понимания речи обращенной, а лучше - с консультации у логопеда. Не качайте все подряд из интернета!
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Что такое Афазия?

Афазия - это ...

системное нарушение речевой функции, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга в период речевой зрелости

далее ...

Виды афазий

в настоящее время выделяют шесть форм афазий

далее ...

Причины

Афазия - это синдром, как часть более глобального заболевания - последствия поражения мозга различного характера: сосудистого, травматического, опухолевого, нейроинфекционного

далее ...
Борисов Алексей, логопед - афазиолог
г. Ярославль 
email: erlyn8@gmail.com                                              Реабилитация речи после инсульта, консультации, логопедические упражнения при афазии.
 

Просмотров: 3