Логопед Ярославль

• восстановление речи после инсульта
• подбор упражнений для самостоятельных занятий
• компьютерные программы для занятий
• логопедический массаж




   email: erlyn8@gmail.com

 

 

Информация

Определение Афазии

Афазия (а – отрицание, фазио – говорю – греч.) – системное нарушение речи (и в некоторых случаях языка), возникающее при органических поражениях мозга разной локализации, отчего и возникают разные её формы. Афазия охватывает разные уровни организации и реализации речи, связана с другими психическими функциями, приводит к изменениям личности больного и к дезинтеграции всей психической сферы, проявляющейся прежде всего в нарушении коммуникативной функции речи. /Цветкова Л. С./.
Термин «афазия» условен, так как при дословном переводе с греческого он обозначает немоту, иногда правомернее применять термин «дисфазия», но термин «афазия» признан в Европе.
Системным данное нарушение является потому, что страдают все уровни речи. 
Исторически учение об афазии связано с учением о локализации функций в мозге. Научное обоснование данная теория получила в конце 19 в., когда Поль Брока выступил на конференции антропологического общества в Париже и представил случай наблюдения за пациентом с афазией, который в течение 17 лет жил в клинике в Саль - Петриет. Пациента звали Лебран. Он был каменщиком до болезни, а в истории остался как мсье Тан-Тан, т.к. вся его речевая продукция в течение этих 17 лет состояла из сочетания «тан-тан», которое он разнообразно интонировал. То самое сочетание «тан-тан» П.Брока назвал речевым эмболом. Этот пациент относительно понимал обращенную к нему речь и был адекватен в поведении.
Спустя 10 лет на заседании этого же антропологического общества выступил Карл Вернике, который представил еще одного больного, который при жизни говорил много, но заменял слова, его речь отличалась несвязностью – «словесный салат» так же этот больной плохо понимал обращенную речь при сохранном физическом слухе.
В науке начался период локализационизма и, как следствие, антилокализационизма. Борьба между этими течения длилась в течение 60 лет.
Споры продолжались до тех пор, пока М.Н. Сеченов, И.П. Павлов, П.И. Анохин, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский не разработали теорию динамической локализации ВПФ в коре головного мозга.
Динамическая локализация – созвездие зон коры головного мозга, обеспечивающих работу той или иной психической функции (речи, памяти и т.д.).
Одна и та же зона коры головного мозга может входить в различные "созвездия" при выполнении различных функций, таким образом, максимально используется фонд рабочих клеток.
В 30 – 40 – х годах XX столетия создается новая область научного знания, возникшая на стыке неврологии и психологии, физиологии и анатомии мозга – нейропсихология. Её родоначальником стал крупнейший отечественный психолог и врач А. Р. Лурия. Нейропсихология возникла из задач практики в период Великой Отечественной войны, когда появились сотни тысяч бойцов с черепно – мозговыми ранениями и нарушениями высших психических функций. Появилась острая необходимость в разработке методов преодоления этих расстройств у раненых и возвращении их к нормальной жизни. Группа психологов работала в госпиталях, занимаясь изучением очаговых поражений головного мозга и восстановлением ВПФ. В эти годы были разработаны теоретические основы диагностики больных с последствиями черепно - мозговой травмы, составившие базу последующих научных исследований и практики в этой области.
К числу тяжелых нарушений в результате очаговых поражений головного мозга были отнесены речевые расстройства в виде афазий. Также А. Р. Лурия разработал классификацию афазий, которая используется в настоящее время.
На основе этой классификации были разработаны методы преодоления речевых нарушений для каждой формы афазии, также А. Р. Лурией проведены исследования в области нарушений письма и чтения при различных очагах поражения головного мозга, и предложены пути преодоления этих расстройств.
Основные идеи А. Р. Лурии послужили базой для развития учения об афазии и для разработки новых путей преодоления речевых нарушений при органической патологии головного мозга. Восстановление пораженных функций происходит благодаря способности головного мозга к компенсации нарушенных функций, и в частности, «подключению» прямого и обходного вида направленного воздействия на их восстановление. Прямой путь связан с применением растормаживающих, стимулирующих методов работы. Обходной путь работы направлен на компенсацию дефекта путем перестройки нарушенной функции с использованием межфункциональных ассоциативных связей, этот способ нужен для привлечения запасных резервов.
Впервые была доказана возможность восстановления высших психических функций благодаря перестройке функциональных систем и замены нарушенных звеньев сохранными, опоры на смысловое содержание речевой деятельности.
 
 
 

 


Что такое Афазия?

Афазия - это ...

системное нарушение речевой функции, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга в период речевой зрелости

далее ...

Виды афазий

в настоящее время выделяют шесть форм афазий

далее ...

Причины

Афазия - это синдром, как часть более глобального заболевания - последствия поражения мозга различного характера: сосудистого, травматического, опухолевого, нейроинфекционного

далее ...
Борисов Алексей, логопед - афазиолог
г. Ярославль 
email: erlyn8@gmail.com                                              Реабилитация речи после инсульта, консультации, логопедические упражнения при афазии.
 

Просмотров: 1